Козлова Вера Викторовна 2007
weraviktorowna@yandex.ru
Вирусы (10 класс)
Цели урока:
Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о неклеточных формах жизни – вирусах, бактериофагах; выяснить особенности строения и жизнедеятельности как внутри клеточных паразитов растений, животных и человека.
Развивающие: развитие познавательных процессов: памяти – через работу с новыми понятиями; логического мышления – через построение умозаключений; внимания – через умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные: формирование ответственного отношения к своему здоровью, как ценности; формирование толерантного восприятия фактов, явлений; стремление прийти на помощь; навыков работы в группе.
Оборудование: таблицы по классификации вирусов, таблица «Вирусные заболевания живых организмов», информационные листы для индивидуальной работы учащихся, подборка иллюстраций и текстов с основными формулировками, которые в виде компьютерных слайдов проецируются на экран телевизора (или через проектор)
Ход урока.
Грипп, ОРЗ, СПИД, ящур, атипичная пневмония, бешенство, краснуха, корь, энцефалит. Этот список можно долго продолжать. Наверняка , каждый из нас неоднократно слышал об этих заболеваниях. Что у них общего? Что их вызывает? (ответ «Вирусы»)
Запишите тему урока «Вирусы» в информационный лист.
Ι Изучение нового материала.
1. История открытия и развитие знаний о вирусах (сообщение учащегося)
В 1887 году в Крыму плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались абстрактным рисунком, растекавшимся по листу, словно красочная мозаика, переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому. Сельское хозяйство несло большие убытки.
На место происшествия был направлен молодой ученый, выпускник Санкт-Петербургского университета Дмитрий Ивановский. Сделано бессчетное количество опытов и исследований по изучению возбудителя. И вот в 1892 году мир науки сотрясла новость – обнаружена новая, неизвестная ранее форма жизни, открыты необычайно микроскопические организмы, проходящие сквозь самые узкие отверстия фильтров. Открытые организмы Ивановский назвал «фильтрующимися бактериями», это название использовалось в научных кругах несколько лет, пока в 1899 году голландский ученый Мартин Бейеринк не применил понятие «вирусы», что в переводе с латинского (vira) означает «яд».
За открытием Ивановского последовали новые открытия вирусов и вирусных заболеваний растений, животных и человека: грипп, ящур, оспа, чума, герпес, и, наконец, открыт вирус СПИДа.
Все эти открытия не только укрепили позиции новой области биологии, но и позволили появиться новой самостоятельной науке – вирусологии («vira» - яд, «logos» - учение).
Открытие вирусов принесло мировую славу отечественному ученому – Дмитрию Иосифовичу Ивановскому.
… Его имя в науке о вирусах следует рассматривать почти в Том же свете, как имена Пастера и Коха в бактериологии. Имеются все основания считать Ивановского отцом новой науки – вирусологии…
У. Стэнли
2. Чтобы реализовать поставленные цели урока, перед нами встаёт проблема: «Вирусы – это живые организмы или неживая материя?»
Для этого изучаем строение, химический состав, жизнедеятельность вирусов (работа по группам; записи в информационных листах).
Вывод: как живые организмы вирусы способны к размножению; обладают наследственностью и изменчивостью.
Но не имеют обмена веществ; не растут, не потребляют пищу; не способны синтезировать белки; не имеют клеточного строения.
Вне клеток хозяина не проявляют никаких свойств живого.
Какое место их системе многообразия органического мира? (Ответ: царство вирусы империя Доклеточные)
3. 75% всех инфекционных болезней, регистрируемых в настоящее время вызывают вирусы. Специалисты насчитывают не менее 500 различных болезней человека, в которых в той или иной мере повинен вирус, среди них такие заболевания как СПИД, бешенство, злокачественные опухоли, оспа….
(Сообщение о СПИДе). Выступление учащегося с докладом (связь с местным материалом)
Самые распространенные вирусные заболевания: ОРЗ, грипп.
Выступление учащегося с докладом о гриппе (исследовательская работа по распространению гриппа, ОРЗ в округе Муром, средней школе №2)
4. Основные способы борьбы с вирусными заболеваниями: вакцинация. химеотерапия, использование интерферона ( беседа с учащимися).
5. Какое происхождение вирусов в процессе эволюции? (беседа).
ΙΙ. Закрепление
Тестовые задания по теме «Вирусы» (компьютерное тестирование)
ΙΙΙ. Подведение итогов.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке в графе «самооценка» информационного листа; учителем отмечается работа наиболее активных ребят.
ΙV. Домашнее задание.
Тема для синквейна «Вирусы».
Составить кроссворд по теме «Вирусы»
Продолжить исследования по изучению распространения гриппа, ОРЗ в округе Муром, средней школе № 2.
Ответить на вопросы «Есть ли будущее у вирусов? Почему грипп почти всегда излечим, а СПИД – смертелен?»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ