Козлова Вера Викторовна 2007

weraviktorowna@yandex.ru

Вирусы (10 класс)

Цели урока:

Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о неклеточных формах жизни – вирусах, бактериофагах; выяснить особенности строения и жизнедеятельности как внутри клеточных паразитов растений, животных и человека.

Развивающие: развитие познавательных процессов: памяти – через работу с новыми понятиями; логического мышления – через построение умозаключений; внимания – через умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные: формирование ответственного отношения к своему здоровью, как ценности; формирование толерантного восприятия фактов, явлений; стремление прийти на помощь; навыков работы в группе.

 

Оборудование: таблицы по классификации вирусов, таблица «Вирусные заболевания живых организмов», информационные листы для индивидуальной работы учащихся, подборка иллюстраций  и текстов с основными формулировками, которые в виде компьютерных слайдов проецируются на экран телевизора (или через проектор)

Ход урока.

Грипп, ОРЗ, СПИД, ящур, атипичная пневмония, бешенство, краснуха, корь, энцефалит. Этот список можно долго продолжать. Наверняка , каждый из нас неоднократно слышал об этих заболеваниях. Что у них общего? Что их вызывает? (ответ «Вирусы»)

Запишите тему урока «Вирусы» в информационный лист.

 

Ι Изучение нового материала.

1. История открытия и развитие знаний о вирусах (сообщение учащегося)

В 1887 году в Крыму плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались абстрактным рисунком, растекавшимся по листу, словно красочная мозаика, переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому. Сельское хозяйство несло большие убытки.

На место происшествия был направлен молодой ученый, выпускник Санкт-Петербургского университета Дмитрий Ивановский. Сделано бессчетное количество опытов и исследований по изучению возбудителя. И вот в 1892 году мир науки сотрясла новость – обнаружена новая, неизвестная ранее форма жизни, открыты необычайно микроскопические организмы, проходящие сквозь самые узкие отверстия фильтров. Открытые организмы Ивановский назвал «фильтрующимися бактериями», это название использовалось в научных кругах несколько лет, пока в 1899 году  голландский ученый Мартин Бейеринк не применил понятие «вирусы», что в переводе с латинского (vira) означает «яд».

За открытием Ивановского последовали новые открытия вирусов и вирусных заболеваний растений, животных и человека: грипп, ящур, оспа, чума, герпес,  и, наконец, открыт вирус СПИДа.

Все эти открытия не только укрепили позиции новой области биологии, но и позволили появиться новой самостоятельной науке – вирусологии («vira» - яд, «logos» - учение).

Открытие вирусов принесло мировую славу отечественному ученому – Дмитрию Иосифовичу Ивановскому.

… Его имя в науке о вирусах следует рассматривать почти в Том же свете, как имена Пастера и Коха в бактериологии. Имеются все основания считать Ивановского отцом новой науки – вирусологии…

У. Стэнли

2. Чтобы реализовать поставленные цели урока, перед нами встаёт проблема: «Вирусы – это живые организмы или неживая материя?»

Для этого изучаем строение,  химический состав, жизнедеятельность вирусов (работа по группам; записи в информационных листах).

Вывод: как живые организмы вирусы способны к размножению; обладают наследственностью и изменчивостью.

Но не имеют обмена веществ; не растут, не потребляют пищу; не способны синтезировать белки; не имеют клеточного строения.

Вне клеток хозяина не проявляют никаких свойств живого.

Какое место их системе многообразия органического мира? (Ответ: царство вирусы империя Доклеточные)

3. 75% всех инфекционных болезней, регистрируемых в настоящее время вызывают вирусы. Специалисты насчитывают не менее  500 различных болезней человека, в которых в той или иной мере повинен вирус, среди них такие заболевания как СПИД, бешенство, злокачественные опухоли, оспа….

 

 

(Сообщение о СПИДе). Выступление учащегося с докладом (связь с местным материалом)

Самые распространенные вирусные заболевания: ОРЗ, грипп.

Выступление учащегося с докладом о гриппе (исследовательская работа по распространению гриппа, ОРЗ в округе Муром, средней школе №2)

4. Основные способы борьбы с вирусными заболеваниями: вакцинация. химеотерапия, использование интерферона ( беседа с учащимися).

5. Какое происхождение вирусов в процессе эволюции? (беседа).

 

 

ΙΙ. Закрепление

 Тестовые задания по теме «Вирусы» (компьютерное тестирование)

 

 

ΙΙΙ. Подведение итогов.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке в графе «самооценка» информационного листа; учителем отмечается работа наиболее активных ребят.

 

ΙV. Домашнее задание.

Тема для синквейна «Вирусы».

Составить кроссворд по теме «Вирусы»

Продолжить исследования по изучению распространения гриппа, ОРЗ в округе Муром, средней школе № 2.

Ответить на вопросы «Есть ли будущее у вирусов? Почему грипп почти всегда излечим, а СПИД – смертелен?»

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

 
Основы проблемного обучения

Использование методов проблемного обучения на уроках биологии

Исследовательская работа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

 

Используются технологии uCoz